На этом сайте не размещается рекламная информация
Наши контакты info@energosovet.ru

Голосование-опрос

Оцените, пожалуйста,
качество Ваших лампочек


  • Philips
  • OSRAM
  • ECON
  • General Electric
  • Navigator
  • Эра
  • Elektrostandart
  • Uniel
  • Camelion
  • Фотон
  • Panasonic
  • Flesi
  • КЭЛЗ
  • Gauss
  • EKF
  • Comtech
  • Qeeps
  • iEK
  • Novotech
  • Старт
  • SUPRA
  • Zeon
  • Космос
  • Lumitek
  • Ecola
  • Feron
  • Электро Галактика
  • Kreonix
  • Compak
  • Экономка
  • Leek
  • Виктел
  • Эконом
  • GP
  • Фронт
  • Новый Свет
  • Almex
  • Volpe
  • Vitoone
  • Energy
  • Odeon light
  • Светозар
  • ESL
  • Vegas

Освещение жилых помещений

 Внутреннее освещение в зданиях регламентируется строительными и санитарными нормами. Конечно, подавляющая часть населения «не заморачивается» сложными расчетами и устанавливает дома светильники, основываясь на собственном художественном вкусе, то есть форме светильника, а не его светотехнических характеристиках.

Ниже мы постараемся дать относительно простую информацию, которая позволит Вам обеспечить необходимую освещенность и разнообразить дизайн помещений.

 Выбор мощности ламп

На упаковке каждой лампы должен указываться ее световой поток, измеряемый в люменах. Свет от солнца или ламп распределяясь по площади, создает освещенность, измеряемую в люксах. В общем виде освещенность равна световому потоку, деленному на освещаемую площадь, но в реальной жизни свет распределяется по площади далеко не равномерно.

Нормативная освещенность зависит от функционального назначения помещения и интенсивности зрительной нагрузки, например:

  • Жилые комнаты  - 75 люкс
  • Кухня  - 100 люкс
  • Место для чтения   -  300 люкс
  • Место для выполнения домашних заданий школьниками - 500 люкс.

Для предварительной прикидки необходимой мощности ламп можно воспользоваться следующей таблицей:

 Суммарная мощность ламп накаливания, необходимая для хорошей освещенности всех предметов, Вт 

Площадь комнаты, м²

Комната с белым потолком 
и стенами, без мебели 
вдоль стен (белая)

Комната с белым потолком
и светлой окраской стен,
заставленная светлой мебелью

(светлая)

Комната с темной окраской стен, заставленная темной 
мебелью (темная)

10

80

160

200

15

120

200

260

20

160

240

320

Приведенная таблица соответствует любой единичной мощности ламп, так как меньшая удельная светоотдача маломощных ламп накаливания (люмен/ватт), компенсируется лучшим распределением света.

Для люминесцентных ламп необходимо учитывать понижающий коэффициент к мощности указанной в таблице. Не найти ни одной компактной люминесцентной лампы (КЛЛ), на упаковке которой производитель не разместил бы надпись типа 11 Вт = 60 Вт. Необходимо учитывать реальное качество ламп, снижение светового потока в процессе эксплуатации (коэффициент запаса 1,1-1,3), потери в некачественных ЭПРА, повышенные нормы освещенности для люминесцентных ламп (поправочный коэффициент 1,1-1,3). Реальный коэффициент снижения потребной мощности для «холодных» ламп (>4000К) лучше принимать около 3-х, а для «теплых» (<3500К) порядка 2,5. Для высококачественных ламп коэффициент можно повышать до 4-х, а для современных линейных до 5.

Для галогенных ламп коэффициент снижения мощности можно ориентировочно принимать равным 1,2.

В эпоху дефицита у нас сформировалось световое поведение, сводящееся к простой формуле - должно быть светло. Все светильники обычно размещались на потолке или около его и включались в одном-двух вариантах.

На самом деле, чем больше светильников в комнате, тем лучше. Они не будут включаться все одновременно. Даже в большой комнате часто могут понадобиться светильники создающие свет для небольшого пространства. Парадоксально, но большое количество светильников приводит к экономии электроэнергии - мы автоматически задумываемся, что надо включить.

Другой вопрос, что нет необходимости дублировать разными группами светильников одни и те же функции. В эпоху гипсокартона стали модны многоуровневые потолки и многие размещают в них огромное количество светильников. Не смотря на возможность выборочного включения, все они, обычно, выполняют одну и ту же задачу - обеспечить общее освещение комнаты. То есть, как не включай (люстра, высоко расположенные бра, цепочки или шахматные доски потолочных светильников), интерьер помещения не меняется, так какой смысл в таких излишествах?

Форма светильника, по простым принципам здравого смысла, подсказывает, что именно он будет освещать сильнее всего. Собственно говоря, мы видим не сами предметы, а свет, отраженный от них. На предметы свет может попадать опосредовано, предварительно отражаясь от стен или потолка, с соответствующими потерями пропорциональными их коэффициенту отражения:

Материал                         %

Обои темные                 от 6

Стекло оконное                  8

Обои светлые               до 50

Бумага белая                60-80

Эмаль белая                       65

Мел, гипс, известь            85

 

У каждого светильника также есть свой коэффициент полезного действия (КПД), он всегда меньше единицы. При применении наиболее распространенных защитных стекол из поликарбоната потери освещенности составят 10-15%. В «темных» светильниках потери могут быть более 50%. КПД светильника также зависит от величины угла испускания света, чем он уже, тем КПД ниже.

Потерями в отражателях (начиная с конусного абажура настольной лампы покрашенного изнутри в белый свет) обычно можно пренебречь, так как они с лихвой компенсируются хорошей направленностью света. Правильно подобранный отражатель существенно увеличивает освещенность выбранной зоны.

Светильники рассеянного света (свет испускается во все стороны) имеют наиболее высокий КПД и подходят для общего освещения. Отражение света от стен, потолка и пола создает ощущение светового комфорта при общем восприятии помещения как насыщенного светом без слепящего эффекта. Но, при темной цветовой гамме стен и мебели, придется ставить гораздо более мощные лампы, то есть в таком случае лучше дополнительно организовать локальное освещение.

 

Размеры помещения

При изменении яркости света отраженного от пола, стен и потолка, меняется восприятие человеком размеров помещения. Темный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Светлый пол наоборот «снижает» высоту комнаты.

Низкий потолок можно использовать в качестве отражателя, направляя на него существенную часть света светильников. При высоких потолках светильники лучше размещать существенно ниже на стенах или длинных подвесках.

Цвета теплых тонов (желтый, красный) приближают предметы и стены кажутся ближе. Холодные цвета (белый, голубой, фиолетовый) в окраске стен, наоборот раздвигают пространство. В маленьких помещениях с относительно высокими потолками, для «раздвижки стен», нужно повышать их освещенность и применять светлые обои или краску. Раздвинуть пространство поможет также подсветка отдельных предметов интерьера.

Светлая стена в конце узкого помещения зрительно делает его существенно шире. Узкая комната с широким окном и застекленной балконной дверью, днем не кажется такой узкой. Вечером в ней можно использовать плотные, но очень светлые шторы и даже дополнительно направить на них часть света.

Удаленную стену в узком коридоре можно оформить как сплошной светящийся экран, либо осветить художественную композицию с превалирующим светлым тонами.

«Расширению» узких помещений способствует также смещение светильников от средней линии потолка к одной из длинных стен или даже размещение на ней.

Большие или длинные помещения можно разделить на функциональные зоны не только перегородками, но и организовав местное освещение.

В комнатах площадью более 20 м² нежелательно использовать только один светильник, так как это приводит к визуальному уменьшению пространства.

 

Свет и цвет

Без света все черно, при слабом свете серо. Цвет мы видим через отраженный свет. В разном свете мы видим разные оттенки цвета одного и того же предмета. Этим пользуются ювелиры, максимально освещая прилавки и показывая камни под дополнительным освещением, или владельцы супермаркетов, применяя в мясных и колбасных прилавках специальные «мясные» лампы, придающие свежий вид залежалым продуктам.

При разном освещении цветность предметов изменяется. Даже естественное освещение существенно меняется в течение дня, но наиболее серьезный контраст ощущается между естественным и искусственным освещением.

Выбранный при дневном свете синий тон, при электрическом может приобрести зеленоватый оттенок; красный - желтоватый; кремовый - сероватый.

Если в падающем белом свете плохо представлен какой то участок спектра (например, свет от некачественной компактной люминесцентной лампы), то его будет недостаточно и в отраженном, то есть мы увидим изменение цвета предмета.

Лампы накаливания увеличивают резкость цвета. Они усиливают теплые цвета и уменьшают воздействие холодных. Глаз человека лучше определяет контуры предметов теплого цвета и хуже холодного - зеленого, синего, голубого, последние даже называются «мягкими». Предметы интерьера или стены холодных цветов при освещении лампами накаливания часто смотрятся некрасиво.

Люминесцентные лампы с цветовой температурой >4000К усиливают ощущение холода от холодных тонов и охлаждают теплые тона. Зеленые и синие цвета становятся более яркими, а красные, оранжевые и желтые блекнут.

Меньше всего меняются при разном освещении белые и светлые тона. В тоже время, надо учитывать, что свет хорошо отражается от светлых стен и потолков, соответственно их цветовые оттенки влияют на восприятие цвета мебели и других предметов интерьера. Также и мебель влияет на восприятие цвета стен. Соответственно, цветовая палитра комнаты во многом зависит от того, какое освещение вы применяете - интенсивное общее, или рассредоточенное по локальным зонам.

Чем выше степень блеска краски или лакового покрытия, тем сильнее отражение света и ярче цвет. На ярком фоне объект выглядит темнее, на темном светлее.

При равномерной освещенности в комнате, теплые цвета воспринимаются ярче, чем холодные. Надо также учитывать, что с возрастом меняется пропускная способность хрусталика, она существенно снижается именно в холодной части спектра.

 

Свет и интерьер

В любой квартире регулярно хочется что-то поменять. Ремонт или смена мебели дело дорогостоящее. Перестановка если и помогает, то ненадолго.

Проведя большую часть жизни под искусственным освещением, мы даже не задумываемся, каким фантастическим инструментом для моментального изменения интерьера, могут быть обыкновенные светильники.

Современные лампы и светильники позволяют обеспечить гармоничность и разнообразие интерьера. Обеспечив рассеянное или отраженное освещение, соответствующее назначению помещения, можно разнообразить его яркими лучами узконаправленных светильников, художественной подсветкой и световыми панелями.

Освещение способно не только корректировать геометрию помещения, выделять зоны и детали интерьера, но и скрывать то, что желательно оставить в тени, например шкаф или рабочий стол которые из-за недостатка места пришлось разместить в этой комнате. Чем ярче освещается один участок комнаты, тем более кажется затененным другой.

Светом можно изменять даже видимую форму предметов. Рельеф элементов интерьера воспринимается по-разному при перераспределении света и тени. Если объемный предмет осветить равномерно, он может казаться плоским. Можно создать рельефные стены и потолки, но, если не подчеркнуть их светом, художественного эффекта можно не достичь. С другой стороны, если ровная поверхность освещена неравномерно, ее отдельные участки воспринимаются как разноуровневые. Экспериментируя с тенями, можно в широких пределах изменять динамику помещения.

Вспомните художественную подсветку, преображающую городской пейзаж до неузнаваемости, или праздники света, периодически устраиваемые в крупных городах мира. Используя возможности светодизайна, создайте себе возможности для домашнего праздника.

 

Гостиная

Множество событий происходят в этой комнате, и основное ее назначение чаще всего определить невозможно, также, как невозможно обеспечить адекватное освещение одной многорожковой люстрой.

Большинство дизайнеров предлагают выделить в большой комнате функциональные зоны и продумать для каждой свое освещение. Проблема в том, что в наших гостиных обычно всего одна функциональная зона - диван. Сидя или лежа на нем, мы смотрим телевизор (легкое общее освещение), играем в карты (круг света вокруг журнального столика), читаем журналы (хорошая освещенность страницы локальным светом), спим сами или укладываем гостей (ночники) и т.д.  Обвешать диван набором светильников, наверное, не самое лучшее решение. Часто можно обойтись одним многофункциональным торшером с удобной регулировкой яркости.

Функции, выполняемые в комнате, желательно письменно зафиксировать и определить типовое размещение людей. Далее определяется по здравому смыслу и типовым нормам необходимая освещенность и, исходя из освещаемой площади, прикидывается потребная мощность ламп и их световая температура. Все остальное, в основном, дело личного вкуса и дизайнерских находок.

В типовых квартирах, гостиная очень редко имеет квадратную форму и светом можно скорректировать привычный прямоугольник.

Современные миниатюрные светильники позволяют сделать подсветку всего, что висит на стенах, вплоть до каждой фотографии, меняя их в разные дни или освещая выборочно по настроению.

Гостиная используется и как помещение для приема большого количества гостей. Освещение праздничного стола - важная функция, ведь едим мы в таких случаях в основном глазами. По мере празднования, при переходе к дружеской беседе, освещенность лучше снижать, особенно если картинка становится неприглядной. Теплый свет также снижает агрессивность. Соответственно, важна возможность регулирования общего освещения количеством светильников, ламп, или уровнем их яркости.

Общая высокая яркость освещения не должна достигаться прямыми потоками света. Прямой свет слишком жесткий и не способствует созданию в гостиной теплой атмосферы. Лучше использовать отражение света от стен и потолка, а в светильниках использовать матовые лампы. Прямой свет хорошо подходит только для больших помещений.

Рассеянное общее освещение можно разными непривычными светильниками:

  •  в виде белого матового шара;
  •  расположенными в торцах подвесных конструкций потолка и светящими вдоль него;
  •  расположенными по периметру комнаты, открыто, или скрыто за специальными выступами, со светом направленным на потолок;
  •  в виде высоких торшеров с направленностью света вверх;
  •  потолочными, освещающими стены;
  •  напольными, освещающими стены направленными лучами;
  •  светящимися участками пола и т.д.

Если в гостиной много растений и недостаточно естественного света, необходимо применить локальное освещение люминесцентными лампами, дающими больше ультрафиолетового излучения. При освещении только лампами накаливания растения вытягиваются и засыхают.

 

Спальня

Как помещение, спальня предназначена, конечно, для сна. Но, при включенном освещении, она больше используется как раздевалка и место, где женщины предпочитают делать себя красивыми. Соответственно в спальне должно быть три типа освещения:

  •  Локальное, для подготовки ко сну,
  •  Общее, для переодевания и уборки,
  •  Локальное, у туалетного столика.

Возможна также всякого рода художественная подсветка, например ночное небо.

Для каждого типа освещения необходимы свои выключатели, причем для первых двух их лучше расположить у входа, снизу ночной,  продублированный у кровати, а сверху общий.

Тип ночников и торшеров определяется только одним фактором - читаете ли Вы в постели. Если да, то необходимо обеспечить достаточную освещенность. В противном случае задача ночника - показать, где находится кровать и свободное место на ней, при вечерних и ночных перемещениях.

В спальне желательно иметь рассеянное общее освещение, чтоб при утреннем включении свет не падал непосредственно в глаза, а предварительно от чего-то отражался. Это достигается колпаками, плафонами и абажурами из матового стекла или ткани, либо отражением света от стен и потолка.

Открытые источники направленного света также создают тени, соответственно изображение в зеркале платяного шкафа может оказаться некомфортным. Идеальным для спальни считается свет, равномерно льющийся с потолка.

Освещение у туалетного столика, для отсутствия теней на лице, лучше организовать от нескольких источников, например расположенных вокруг зеркала.

Очень полезно использовать небольшие светильники внутри гардероба.

 

Детская комната

В детской лучше не экспериментировать и применять исключительно лампы накаливания (в том числе галогенные).

В качестве источника верхнего света может быть использована обыкновенная люстра с лампами из матового стекла. Излишние украшения из хрусталя и стекла нежелательны - они создают дополнительные блики. Хороший эффект дает также организованное по периметру комнаты освещение от встроенных ненаправленных галогенных светильников с ярким, но не слепящим светом. Еще лучше организовать мягкий рассеянный свет, отраженный от потолка.

Плохо влияет на зрение ребенка резкий контраст между ярко освещенной поверхностью письменного стола и остальной, плохо освещенной частью комнаты. Уроки лучше делать, не выключая верхний свет, с настольной лампой мощностью 40-60 ватт в левом переднем углу стола. Полезны могут оказаться и трансформируемые напольные светильники.

Если ребенок очень маленький не желательно использование яркого света.

Многие дети не любят засыпать в темноте, подберите им любимый ночник.

 

Прихожая

Прихожая это с одной стороны - раздевалка, с другой - начало дома, переход из общественного в индивидуальное пространство. Дневной свет в ней чаще всего отсутствует, и искусственное ее освещение по яркости должно соответствовать смежным комнатам, освещенным солнцем, то есть быть весьма интенсивным.

Тусклое освещение прихожей является типичной ошибкой. В то же время желательно, чтобы свет был мягким и льющимся с разных сторон. Светильники можно устанавливать на потолке, в полу, на стенах, над зеркалом, то есть практически везде. Возможность частичного включения светильников обеспечивает возможность равного освещения в прихожей и соседних комнатах.

Если прихожая используется и для перехода из комнаты в комнату, в ней необходимо предусмотреть дополнительный светильник, освещающий в основном место перехода.

При коррекции узкой длинной прихожей обычно пользуются освещением стен. Большое количество света отраженного от верхней части стен и частично от потолка раздвигает пространство.

Светильники с направленными вниз пучками прямого света, противопоказаны для прихожих. А вот бра пригодны как при низких, так и при высоких потолках. Также хороши светильники-иллюминаторы, встроенные в стены.

Место для размещения одежды требует специального рабочего освещения.

Зеркало в прихожей должно быть большим, но оно имеет смысл, если площадка перед зеркалом правильно, без теней, освещена. Лучше всего светильники у зеркала располагать на высоте двух метров от пола. Очень важно, чтоб световой поток не пересекался с взглядом смотрящего в зеркало.

 

Кухня-столовая

Главное предназначение кухни - приготовление пищи, а самая сложная операция - мелко нарезать продукты не повредив пальцы.

На кухне должно быть относительно равномерное общее освещение, так как необходима освещенность всех предметов, а потребность в теневых зонах отсутствует. Его можно организовать как одиночным верхним светильником, правда будет несколько скучновато, так и любым набором точечных светильников, поворотных ламп на кронштейнах, светильников, освещающих потолок и т.д. Можно обойтись и без общего освещения, но количество локальных светильников в этом случае должно быть достаточно большим.

Необходимо и функциональное освещение. Местное освещение рабочего стола лучше располагать под навесными шкафчиками, а не над ними. Хорошо подойдут удлиненные люминесцентные лампы, а не точечные светильники, так как они обеспечивают более равномерное освещение, к тому же свет от галогеновых ламп, распложенных на небольшой высоте, может отражаться от поверхности рабочего стола и создавать блики.

Обеденный стол можно осветить одним-двумя бра, расположенными на примыкающей стене, или люстрой-тарелкой с регулируемой высотой подвески. Главное, чтобы поверхность стола была хорошо освещена, это создает настроение, соответствующее трапезе, ведь для многих важен не столько вкус пищи, сколько ее вид. Лампа поднятая вверх позволяет во время завтрака настроиться на рабочий лад, а опущенная вниз создает домашнюю обстановку и успокаивает. Если Вы желаете похудеть, то лучше использовать лампы меньшей мощности или светильники с регулировкой яркости.

Внутренняя подсветка шкафов со стеклянными дверцами зрительно расширяет кухню.

Интересны поворотные светильники на токопроводящих шинах. Перемещая их и меняя угол наклона можно легко вносить элементы новизны в привычный интерьер.

Свет не должен искажать естественного цвета продуктов, поэтому цветные плафоны на кухне не очень хороши.

 

Ванная

Именно ванные за последние 20 лет изменились в наших квартирах до неузнаваемости. Но ванная комната осталась самым  опасным помещением в квартире:

  •  горячая вода,
  •  высокая влажность,
  •  мокрый пол,
  •  голые ноги,
  •  электрический фен или щипцы в руках,
  •  возможность порезаться,
  •  утренняя невнимательность.

Однозначно, ванная должна быть хорошо освещена.

Также надо учитывать, что именно в ванной легче идут на цветовые контрасты и хороший свет позволяет их подчеркнуть. Важно сочетание светильников с интерьером небольшого помещения, особенно с дизайном сантехнических устройств. Если в ванной все сияет, светильники должны быть неброскими или скрытыми, а когда интерьер выглядит скромно, светильники можно использовать как яркий декоративный элемент.

В ванной должны соблюдаться требования электробезопасности. Лампы должны быть защищены от прямого попадания влаги, а использование компактных люминесцентных ламп в ванной вообще недопустимо (к тому же для них нежелательны частые включения). В паспорте светильника должно быть указано, что он предназначен для использования в помещениях с повышенной влажностью. Некоторые конструкции светильников требуют обязательного заземления.

Особо следует обратить внимание на освещенность пространства перед зеркалом. Для равномерности освещения, без светотеневых переходов, можно применить парные светильники с двух сторон зеркала, либо один вытянутый горизонтальный. Свет от них не должен искажать изображение, бить в глаза или слепить. Поэтому плафоны должны быть белые и рассеивающие.

 

Поход в магазин за светильниками

Сложившаяся практика поведения «осталось только люстру купить», приводит к тому, что светильники покупаются, когда интерьер комнаты уже сформировался. Хуже всего, начинать серьезно задумываться - какие светильники вам нужны, непосредственно в магазине. Лучше это сделать дома, воочию рассматривая Ваши помещения и планируя будущую обстановку.

Основной принцип - то, какой свет будет испускать светильник, гораздо важнее его формы и цвета.

Определив тип необходимых светильников, их мощность, а также тип и количество ламп в каждом, можно составить себе шпаргалку и в магазине из огромного разнообразия относительно быстро выбрать подходящие для Вас.

Надо учитывать, что практически не бывает светильников подходящих под разные типы ламп. Когда в магазине вам демонстрируют люстру с лампами накаливания и говорят, что ее можно использовать с энергосберегающими лампами, не верьте, обычно это означает только то, что такие лампы в нее можно вкрутить. У большинства рожковых люстр при применении компактных люминесцентных ламп не обеспечивается необходимое охлаждение ЭПРА, и, вследствие большей длины лампы, она выступает за края плафона, что недопустимо из-за слепящего действия и бликов.

Пространственное распределение света от ламп накаливания и КЛЛ принципиально различается. Лампа накаливания преимущественно светит вдоль оси лампы, а КЛЛ перпендикулярно, то есть в стороны. Соответственно освещение от одного и того же светильника при разных типах ламп будет принципиально отличаться.

Важно также выяснить максимальную мощность ламп, которые можно применять в конкретных светильниках. При применении пластмассовых патронов нельзя применять лампочки мощностью более 60 ватт.